САМЫЕ КРУТЫЕ АВТОМОБИЛИ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ
1. Султан Бруней: Rollse-Royce
Нынешний султан Брунея миллиардер Хассанал Болкиах явно не в курсе, что такое скромность. Его дворец площадью 200 000 квадратных метров имеет 1788 комнат и даже собственную мечеть. Плюс гараж всего-то на 110 машин. Всего – потому что Болкиах страстный коллекционер автомобилей. И в его рекордном "автогареме", по разным данным, числятся от 3000 до 7000 автомобилей (в том числе сделанные по спецзаказу султана), включая чемпионские болиды "Формулы-1"!
А еще у брунейского султана в коллекции обитают около шестисот Rolls-Royce, за что Болкиах занесен в книгу рекордов Гиннесса. И среди них особенно выделяется уникальный шестидверный лимузин Rolls-Royce Silver Spur Mk III, отделанный чистым 24-каратным золотом и стоящий около $14 миллионов! "Золотая" во всех смыслах машина использовалась во время свадьбы султана. С последующим свадебным путешествием, полагаем, проблем тоже не возникло, ведь Болкиах может полететь куда угодно на собственном аэробусе Boeing-747, который он сам же умеет пилотировать.
2. Папа Римский Ватикан
Папамобиль – это тот редкий случай, когда из-за главы Католической церкви был фактически придуман отдельный подвид автомобиля с собственным именем! Он используется для публичных выездов Папы Римского, и в машине понтифика должно быть видно со всех сторон. Самих "папамобилей" существует несколько видов. В истории были машины, где Папа может сидеть или стоять, есть автомобили с открытым кузовом или прозрачной защитной бронекапсулой. И строили папскую "карету" не только на базе легковушек, но и на основе пикапов, внедорожников, микроавтобусов и даже грузовиков (верхнее фото)!
В 2012 году Mercedes-Benz подарил Ватикану очередной "папамобиль", созданный на базе вседорожника ML (W166). Как и у предшественника, в корме стоит бронекапсула с креслом для понтифика. Номер SCV1 тоже прозрачно намекает на статус пассажира...
Первый спецавтомобиль папскому престолу подарила компания Citroen еще в 1929 году. За прошедшие годы машины для понтифика делали на базе Cadillac, Fiat, Ford, Jeep, Kia, Lincoln Range Rover, Seat, Lancia, Renault… Но одними из самых известных остаются "папамобили" на базе Mercedes-Benz, особенно на основе внедорожников. Так, в 1980 году Ватикан получил "папавоз" на базе нового на тот момент G-Class, а в 2007 году – уже на основе модели G 500. Ну а в 2002 году основой впервые был выбран мерседесовский вседорожник M-Class с переделанной задней частью и подвеской.
3. Королевская семья Великобритании
В 2016 году Терезе Мэй от ее предшественника Дэвида Кэмерона досталось не только кресло-премьер-министра Великобритании, но и служебный автомобиль, который в дорожном потоке сразу и не заметишь. Речь про Jaguar XJ Sentinel – первый бронеавтомобиль компании, представленный, кстати, в 2010 году на автосалоне в Москве. Бронированный Jaguar XJ Sentinel может ставить дымовые завесы и выпускать слезоточивый газ, в салоне установлена независимая система подачи воздуха, защищающая от химической или биологической атаки, а шины типа run-flat позволяет двигаться даже после прострелов. Цена машины, по разным оценкам, колеблется в районе $250-373 тысячи.
А это – один из парадных автомобилей королевы Елизаветы II. Bentley State Limousine, построенный всего в двух экземплярах (по $12 млн за штуку) , был представлен королеве в 2002 году. Он сделан на базе модели Arnage R, но длиннее и отличается уникальной высокой крышей и распашными дверями. Мотор V8 объемом 6,75 л выдает 400 л.с. и в 2009 году переведен по приказу Елизаветы на биотопливо.
Длиннобазный XJ Sentinel защищает пассажиров по международному классу В7 – от патронов 7,62х51 мм до взрывных устройств мощностью до 15 кг в тротиловом эквиваленте. Вес за счет стальной брони и толстых пуленепробиваемых стекол – 3,8 т (против 1,9 т у обычного XJ). Так что под капотом тут самый мощный в моторной гамме компрессорный 5-литровый V8 в 510 л.с., с которым разгон до 100 км/час занимает 9,4 секунды. Кстати, на таких же неприметных с виду отечественных броневиках ездят и другие лидеры стран Евросоюза. Например, канцлера Германии Ангелу Меркель возят на бронированном Audi A8L.
4. Председать КНР
Нынышний председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин поддерживает свой автопром и для торжественных выездов использует бронированный лимузин FAW Hong Qi HQE (верхнее фото). Hong Qi с китайского языка переводится как "красное знамя", а машина впервые появилась на публике в октябре 2009 года, в день празднования 60-летия со дня образования КНР (тогда Китай возглавлял Ху Цзиньтао). По слухам, лимузин построен на базе внедорожника Toyota Land Cruiser. Длина - аж 6,4 метра, ширина - около 2 метров, а вес - около 4,5 тонн. Под капотом председательской машины "живет" китайский 6-литровый V12 мощностью 400 л.с. в связке с полным приводом и 6-ступенчатым автоматом. За плавность хода отвечает пневмоподвеска.
Сам бренд Hong Qi придумали еще в 1960-х годах специально для правительственных автомобилей - так появилось люксовое подразделение компании FAW. В разное время за основу китайских люксовых моделей брались Audi, Lincoln Town Car, Toyota Crown.
Всего построено около ста таких машин, в свободную продажу они не поступали и все были предназначены только для высокопоставленных функционеров Компартии Китая. Но в конце 2016 года стало известно, что китайские "партийные" лимузины все же начнут продавать всем желающим. Продавать будут модель Hong Qi L5 (нижнее фото), представленную в 2014 году, которая короче (5,5 м) и легче (3 т). Но чтобы сохранять субординацию, серийная версия будет заметно отличаться от той, что положена партийным бонзам. Так, под капотом вместо 6-литрового V12 появится более скромный 4-литровый V8 с двойным турбонаддувом, выдающий 380 л.с.. За такой автомобиль производитель будет просить порядка 4 миллионов юаней, то есть более $570 000.
5. Президент России
Во времена СССР верхушка страны десятилетиями ездила на отечественных ЗиСах, ГАЗах и ЗиЛах. Но при Ельцине кремлевский Гараж особого назначения начали заселять иномарки – именно он первым пересел с "нашемарок" на бронированный Mercedes-Benz. Соответственно, эту линию впоследствии продолжил и Владимир Путин: сегодня он ездит на бронированном S600 Pullman Guard, подготовленном в собственном "защитном" подразделении компании Mercedes-Benz.
Возящий Путина Mercedes-Benz S600 Pullman Guard в кузове W221 (на фото) уже давно не нов. Но уже в 2018 году на смену ему придет новый российский лимузин проекта "Кортеж".
Длина машины составляет 6,2 метра, вес - около 3 тонн. Броня защищает от стрелкового оружия и гранат, на борту есть системы пожаротушения и защиты салона при газовой атаке, а бортовая электрика экранирована от электромагнитного излучения. Под капотом лимузина установлен 5,5-литровый битурбомотор V12 отдачей 517 л.с. Происходящее сзади показывает видеокамера, а на борту есть весь необходимый комплекс для связи из любой точки мира.
6. Президент США
Новый президент Америки Дональд Трамп пока "донашивает" за предшественником бронированный лимузин Cadillac, который носит прозвище The Beast ("Зверь"). Он заступил на службу в 2009 году во время инаугурации Обамы и все известные о нем характеристики – из области слухов и догадок. Предполагается, что 12 таких The Beast построены на базе среднетоннажных грузовиков GMC Topkick, что логично, учитывая вес броневика в 7-9 тонн. Предполагаемый двигатель – дизельный V8, а расход топлива достигает 64 л/100 км. Колеса и топливный бак – пулестойкие, толщина дверей – 200 мм, из 130-миллиметровых стекол немного опускается только водительское, а кузов выдерживает выстрел из гранатомета. Путинский лимузин поскромнее...
В полностью изолированном от внешнего мира салоне Cadillac "The Beast" есть оружие для самообороны, баллоны с кислородом и даже запас донорской крови для президента на случай ранения. Машина оснащена приборами ночного видения, может ставить дымовые завесы и выпускать слезоточивый газ.
Тем не менее, уже в 2017 году Трамп может получить новую генерацию "Зверя", который уже попался фотошпионам. Вся информация о машине, само собой, засекречена, но предполагается, что чего-то принципиально нового по сравнению с предшественником в этом броневике не будет. По некоторым данным, лимузин могут оснастить новым типом адаптивной подвески. Бюджет проекта - тоже секрет. Для сравнения, стоимость лимузина Обамы составляет порядка $1,5 миллиона, а его разработка обошлась в $15,8 миллиона.
7. Бывший Президент Уругвая
Самый крутой автомобиль первых лиц мы оставили напоследок. Принадлежал он бывшему президенту Уругвая Хосе Мухика, правившему страной с 2010 по 2015 годы. Тому самому, которого соотечественники прозвали "самый бедный президент". Из положенной ему в месяц зарплаты в $12500 Мухика оставлял себе $1250 – остальное раздавал на благотворительность и социальные программы государства. Автомобиль президента тоже оказался под стать эксцентричному владельцу, которого, кстати, в 2014 выдвинули на соискание Нобелевской премии мира за легализацию марихуаны в Уругвае!
С виду - сельский пенсионер приехал на базар. Даже не подумаешь, что президент!
У Мухики не было дорогих служебных лимузинов. Вместо них по стране президент рассекал на собственной и единственной в его личном гараже машине на тот момент – Volkswagen Beetle 1987 года стоимостью всего $1800! Мухика живет в сельской местности на ферме жены, сам таскает воду из колодца на грядки с цветами и считает, что ему всего в жизни хватает для счастья. Если человек и правда так думает, то "Мерседес" ему уже не нужен…