Header Ads

Вы удивитесь, когда узнаете, почему этот человек крал шедевры искусства

Француза Стефана Брайтвайзера есть все основания назвать рабом искусства. Обычному читателю его имя мало что скажет, но в мире изящных искусств он более чем известен. Это самый активный и удачливый похититель живописи и предметов искусства нашего времени.

Стефан родился в Эльзасе в 1971 году. Его дед был известным живописцем, рисовавшим в основном пейзажи. Его отец унаследовал от деда богатейшую коллекцию антикварной мебели и оружия. Стефан с малых лет научился ценить красоту, увлекался археологией, интересовался антиквариатом.

Но однажды родители развелись, и уходя отец забрал семейные коллекции, хотя сын умолял его оставить хоть что-нибудь. Особняк в Эшенцвиллере, где жили Брайтвайзеры, опустел, и, как рассказывал сам Стефан, в голове у него что-то «щелкнуло». К тому же взамен антикварной мебели мать купила обстановку в IKEA, что вызвало в нем «глубокое негодование». И тогда юный Брайтвайзер вознамерился восстановить обстановку своего счастливого детства.

Портрет Брайтвайзера, сделанный с фотографии из зала суда
Стефан брался за любую дополнительную работу, чтобы иметь возможность покупать книги по искусству, приобретать что-то на аукционах и у антикваров. «Все мои сбережения уходили на это», – рассказывал он на суде. Как позже установило следствие, он истратил на попытки восстановить семейную коллекцию примерно около 40 тысяч долларов. Но как мог обычный мещанин соперничать на аукционах с богатейшими людьми Европы, когда речь шла о по-настоящему ценных объектах искусства?

Интересно, что идею краж подал ему полицейский офицер, шеф секьюрити в аэропорту Базеля. Мальчишка хотел поступить работать охранником, потому чтотам требовались молодые люди, бегло владевшие французским и немецким языками, но месье Мартинец объявил, что воров на работу охранников они не берут. Потрясённый Стефан Брайтвайзер поинтересовался, почему его оскорбляют, называя вором, и в ответ услышал, что несколько лет назад, ещё школьником, был задержан в супермаркете при попытке стащить видеокассету с фильмом Феллини. Сам он об этом случае начисто забыл, тем более, что ему пообещали не заводить на него личного дела. «Что же мне теперь делать? – спросил Брайтвайзер. – Теперь это клеймо так и будет на мне стоять?» «Что тебе делать, малыш? – усмехнулся полицейский офицер. – Воруй. Ты уже начал этим заниматься». Два месяца спустя Стефан Брайтвайзер совершил свою первую кражу, похитив в швейцарском замке Gruyères женский портрет, в стиле Рембрандта, работы Христиана Вильхельма Дитриха, довольно известного художника XVIII века.

Как же действовал Стефан Брайтвизер? Очень просто, никогда не прибегая к хитростям и уловкам. Обычно, вынув вещь из витрины или сняв со стены, он клал ее в рюкзак, а если она там не помещалась, то открыто выносил ее в руках. Так было, например, с упомянутой огромной алебардой. Пока он вскрывал витрину или вынимал картину из рамы, его подруга стояла на «шухере». Раз в замке Грюйер «щелчок» сработал при виде ковра работы фламандских мастеров XVII века. Брайтвизер снял его, свернул и попытался засунуть в загодя принесенную большую спортивную сумку. Он там никак не помещался, и тогда Стефан выбросил ковер в окно. Выйдя на улицу, он перепрятал его в зарослях кустарника, а позднее подъехал на машине и увез.

Таким образом с 1992 года, с тех пор как ему исполнилось девятнадцать лет, он похитил около трёхсот художественных объектов на сумму более 20 миллионов евро, но вёл скромный образ жизни, даже не думая обогатиться. То есть он не продавал краденые шедевры, а хранил их у себя. Именно поэтому его было так сложно вычислить.

Крал Братвайзер исключительно шедевры, пренебрегая обычной для коллекционеров искусства практикой глядеть сперва на этикетку с именем художника, его руки тянулись только к тому, что ему действительно нравилось.

Кражи Брайтвайзер совершал главным образом из музеев, так как частные собрания охраняются всерьёз, а государственные и мунициальные музеи, как выяснилось на следствии в 2005 году (и это вызвало большой скандал), практически не охраняются, ибо ответственные за безопасность национальных сокровищ лица попросту присваивают выделенные на охранное оборудование деньги.

Самая дорогая из украденных Брайтвайзером картин — «Портрет Сибиллы Клевской» Лукаса Кранаха, стоил не менее 7 миллионов евро
Самую дорогую кражу Стефан Брайтвайзер совершил не в музее, а на аукционе Кристи, прямо посреди толпы посетителей, охранников и сотрудников аукциона! Он украл выставленный для продажи портрет Сибиллы Клевской работы Лукаса Кранаха, стоимостью в 7,3 миллионов евро . Такова цена на 1995 год, а сейчас она примерно в три раза выше.

Его взяли в 2001 году году , когда он наконец-то совершил оплошность. Стефана подвёл собственный перфекционизм. Через два дня после кражи средневекового охотничьего рога в Музее Рихарда Вагнера в Люцерне он вернулся на место преступления, чтобы замести следы – стереть отпечатки пальцев со стеклянной витрины. И попался.

Когда его мать узнала, что её сын арестован и за что именно он арестован, она помчалась к нему на квартиру, изрезала в клочья и выбросила в мусорный бак примерно 60 картин, в том числе Клода Моне, Буше, Ватто, Питера Брейгеля Младшего и Квентина Массейса. И знаменитый «Бал обезьянок» Тенирса. Затем свалила в багажник автомобиля всё, попавшееся на глаза, отвезла к каналу Рёна-Райн километров за сто и свалила в воду.
Когда Стефан узнал об этом, с ним случалась истерика. Позже, в камере, он попытался покончить с собой, но его жизнь удалось спасти.

Одна из найденных у Брайтвайзера картин
Часть выброшенных в канал артефактов тоже удалось спасти – благодаря случайности. Прогуливавшийся вдоль канала пенсионер внезапно с удивлением увидел под водой блистание золота Нибелунгов. Он не поленился вытащить из воды несколько раритетов и оповестить полицию. Со дна канала и со шлюзовых решёток извлекли 110 предметов искусства, в том числе уникальные кубки XVI века, изготовленные дрезденскими мастерами из кокосовых орехов и уже оплаканные искусствоведами мира.

Брайтвайзер презентует книгу о своей страсти к краже картин

Обложка немецкого издания книги Брайтвайзера
Стефан Брайтвайзер был осуждён на три года, с ним вместе его подруга Анна-Катерина, помогавшая ему в кражах, и его мать, обвинённая в вандализме. За примерное поведение Стефан был выпущен досрочно и тут же опубликовал книгу «Признания похитителя произведений искусств» (она уже вышла на трех языках — французском, немецком и польском). В своей автобиографии он подробно описал все свои кражи, попутно объяснив, по каким критериям выбрал тот или иной объект.

Некоторое время он вёл себя примерно, но в апреле 2011 года сорвался с катушек и принялся за старое – с тем же безупречным вкусом и с той же предельной осторожностью. Впрочем, тут полиции было уже легче — Брайтвайзер был уже отмечен железной рукой юстиции. И после того, как у некоего антиквара из близлежащего городка украли картину и вазу авторства французского дизайнера эпохи ар-нуво Эмиля Галле, за Брайтвайзером установили наблюдение. Два года слежки принесли свои плоды: подозрения оказались верными, и именно эту вазу позже пытался продать в Германии Стефан. На этот раз на квартире у него было найдено около 40 картин, в том числе эскиз Рубенса, три скульптуры и гобелен.

Но появилось и новое обстоятельство: Брайтвайзер всегда говорил, что ворует «из чистой любви к искусству», однако, похоже, корысть играла тут не меньшую роль. Ведь эту злополучную для Стефана вазу он пытался продать! Да и полиция нашла у него дома 60 тысяч евро наличными. А ведь в свое время похититель картин признал себя банкротом; теперь подозревают, что он сделал это ради того, чтобы избежать выплаты компенсации музеям.