Header Ads

Номофобия: что говорят ученые о глобальной зависимости людей от мобильного телефона

С увеличением возможностей и добавлением новых функций современному человеку все легче попасть в зависимость от мобильного телефона. Причем такая зависимость намного опаснее и серьезнее, чем, например, от компьютера, так как у телефона практически нет ограничений в использовании. Он стал доступным каждому. К тому же данная зависимость формируется с большой легкостью. Что же говорят ученые о глобальной зависимости людей от мобильного телефона?


Что такое номофобия? У тех, кто постоянно стремится пользоваться своим мобильным и боится лишиться возможности общаться с другими с его помощью, возникает состояние, которое называется номофобией, или зависимостью от мобильного телефона. Главные симптомы номофобии: мобильный никогда не выключается, беспрерывная проверка звонков и входящей информации, постоянная зарядка телефона, с телефоном идут даже в ванную. Как сообщает британский новостной таблоид DailyMail, зависимость от мобильного телефона является одной из самых распространенных видов зависимости.

Эта проблема является актуальной для большого количества людей, особенно молодежи. В последнее время она приобретает массовый характер. Ученые из Бинхэмтонского университета в Нью-Йорке провели интересное исследование. Было опрошено 182 студента местного колледжа. К ним также обратились с просьбой ежедневно записывать все случаи использования смартфона. В соответствии с полученными ответами, всю выборку студентов разбили на 5 групп: серьезные, нормальные, активные, фанатичные и зависимые.

В группу зависимых вошло 7% студентов, а в группу — фанатичных 12%. Причем признаки зависимости в 3,6 раза чаще наблюдались у женщин, чем у мужчин. Также было установлено, что 77% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не могут оставить свой мобильный телефон даже на несколько минут. По этому поводу, доктор Исаак Вагефи утверждает, что смартфоны превратились в инструмент, который обеспечивает нам недолгое, быстрое, безотлагательное удовольствие.

Он прогнозирует, что технология развития зависимости будет совершенствоваться, и разработчики приложений, игр, электронных устройств найдут новые способы обеспечить пользователей занятием на длительное время. На первый взгляд, зависимость от мобильного телефона кажется вполне безобидной, но, как и всякая зависимость, она приводит к негативным последствиям. Навязчивая потребность все время пользоваться своим смартфоном является причиной возникновения у человека проблем на работе, сложностей личного характера, трудностей взаимодействия с окружающими.

Те, кто чересчур часто пользуются мобильными аппаратами разного рода, больше склонны к возникновению депрессии, в особенности это касается женщин. Зависимый человек постоянно думает о предмете своей зависимости, ощущая при этом подавленность, неудовлетворенность. Однако, когда он идет на поводу у своей зависимости, у него происходит кратковременный подъем настроения. Все эти признаки зависимого поведения мы видим и у человека по отношению к мобильному телефону.

Когда он проводит значительное время за телефонными разговорами, отправкой SMS-сообщений, играми, проверкой электронной почты, звонков и т.п. Телефон становится для него сверхценным предметом, возникает чрезмерная фиксация на нем своего внимания, мобильный становится основным средством получения позитивных эмоций. У человека нет другого способа ощутить удовольствие, пульс жизни, свою значимость, кроме как поговорить по телефону, отправить и получить SMS, поиграть в игры. То есть практически всегда в основе зависимости лежат социально-психологические проблемы.

Неожиданное препятствие в использовании мобильного телефона вызывает у человека чувство дискомфорта, раздражение. Возникает желание срочно избавиться от этого дискомфорта. Усиливающаяся тревога в отрыве от аппарата, в свою очередь, еще больше усиливает формирование зависимости. Следует отметить, что существует множество тестов для определения степени телефонной зависимости. Предлагаем и вам пройти один из них.

ТЕСТ: насколько сильна у вас номофобия Инструкция. Проставьте на странице сверху вниз номера от 1 до 20. Ответьте на каждый вопрос, используя семибальную шкалу, где 1 бал выражает ваше полное несогласие и 7 балов — ваше полное согласие с тем, о чем говорится в утверждении или ситуации. По окончанию работы суммируйте балы.

УТВЕРЖДЕНИЯ Мне было бы некомфортно без постоянного доступа к информации на моем смартфоне Меня бы раздражала недоступность на телефоне необходимой мне информации Невозможность узнать новости по телефону (например, события, погоду и т.д.) заставила бы меня нервничать Я был бы расстроен, если бы не мог пользоваться смартфоном с его возможностями, когда это мне необходимо У меня возникла бы паника, если бы неожиданно разрядился телефон Я был бы в панике, если бы кончились деньги на моем счету, или я бы превысил свой месячный лимит

Если бы у меня пропал Wi-Fi, я бы постоянно проверял появление его сигнала Если бы я не мог пользоваться своим смартфоном, я бы боялся попасть в затруднительное положение Если бы я какое-то время не мог проверять свой смартфон, у меня все равно возникало бы желание проверить его СИТУАЦИЯ: если бы у меня не было с собой мобильного телефона, то … Я бы испытывал тревогу, так как не мог бы постоянно общаться со своей семьей и/или друзьями Я бы был обеспокоен, так как моя семья и/или друзья не могли бы связаться со мной Я нервничал бы, потому что не мог бы получать сообщения и звонки Я бы испытывал тревогу, поскольку у меня не было бы постоянной связи с моей семьей и/или друзьями Я нервничал бы, потому что не мог знать, кто хотел бы связаться со мной

Я бы испытывал тревогу, так как нарушилась бы моя постоянная связь с моей семьей и друзьями Я нервничал бы, потому что у меня не было бы доступа в социальные сети Я бы испытывал неудобство, так как не смог бы регулярно обновлять посты в социальных сетях Мне было бы неудобно, потому что не мог бы проверять и обновлять сообщения Я бы беспокоился, потому что не мог бы проверять свою электронную почту Я чувствовал бы себя странно, потому что не знал бы, что делать Чем выше бал, тем сильнее проявления у вас номофобии. Этот тест выявляет несколько уровней номофобии.

Если ваш итоговый бал находится в пределах … Меньше 20 балов – все впорядке 20-60: у вас невыраженная номофобия 60-100: у вас умеренная номофобия 100+: у вас сильно выраженная номофобия

Избавиться от зависимости сложно, поскольку человек вначале не замечает своего зависимого поведения, а затем перестает контролировать себя. Но избавиться от зависимости возможно, если человек осознает эту проблему и готов преодолеть все сложности на этом пути.