Революция в медицине: без койкомест, но с лекарствами
Правительство обещает реформы, а эксперты ждут главу МОЗ
Глава украинского правительства Владимир Гройсман объявил о начале нового этапа реформы здравоохранения. По его словам, сегодня в Кабмине и парламенте есть серьезные наработки. Он также пообещал в ближайшее время презентовать новую систему медицины, которая будет отвечать современным требованиям. «Сегодня» разобралась, что может измениться в медицине в ближайшее время.
ВТОРОЙ ЭТАП. В своем традиционном видеообращении премьер в первую очередь поблагодарил ВР за принятый Закон «О лекарствах», который призван бороться с монополиями на этом поприще и упрощает доступ иностранной продукции на украинский фармацевтический рынок. К слову, именно вопрос доступа лекарств был одним из приоритетов в плане действий правительства на 2016 год. Второй важный пункт, на котором Гройсман акцентировал свое внимание, — борьба со смертностью из-за сердечно-сосудистых заболеваний, от которых в Украине ежегодно умирает 426 тыс. человек. Чтобы уйти от этой проблемы, премьер пообещал строить в регионах специальные кардиоцентры. «Сейчас мы переходим ко второму этапу. У нас есть наработки в правительстве и парламенте относительно изменений в системе здравоохранения. Совместно с парламентариями в ближайшее время мы презентуем систему, которая может соответствовать сегодняшним условиям», — добавил глава Кабмина.
ДЕНЬГИ ПО ФАКТУ. В свою очередь замминистра здравоохранения Игорь Перегинец рассказал «Сегодня», что одним из ключевых положений в анонсированной реформе станет изменение правил финансирования медицинской сферы. Правительство планирует уйти от практики оплачивать койко-места в больнице и фактически заменить ее на оплату по факту выполненных работ. «Речь идет о том, что у нас будет поставщик услуг, автономное медучреждение или даже физлицо-предприниматель и будет государственный закупщик услуг, например государственный страховой фонд. Он будет оплачивать «пролеченный случай» или конкретную предоставленную услугу. Но бюджетного финансирования учреждений или медицинской инфраструктуры не будет», — подчеркнул он. Перегинец также добавляет, что над этими изменениями работают в том числе и международные эксперты. А глава программы «Общественное здоровье» фонда «Возрождение» Елена Кучерук говорит, что такое изменение позволит привязать деньги к конкретному пациенту и конкретной услуге, а значит, государство не будет бросать деньги на ветер.
ЕДИНАЯ СЛУЖБА. По мнению экспертов, украинскому здравоохранению сегодня не хватает еще и других важнейших изменений. Так, Кучерук говорит, что на повестке дня стоит внедрение системы общественного здоровья. Для этого нужно будет создать единую институцию, где были бы собраны разбросанные по разным учреждениям полномочия. «Я говорю о тех же СЭС-службах, службах по борьбе со СПИДом, туберкулезной службе. Для удобства пациента все должно быть одной службой. Также нам нужно внести четкость в систему госзакупок и дерегуляции фармрынка. Ранее Минздрав декларировал запуск отдельного закупочного агенства, но не так важно, как оно будет называться. Главное, кто будет осуществлять закупки и какие будут процедуры. Важен и вопрос единого контроля — сегодня около 40% финансирования, которое выделяется на лекарства, уходит «налево». В конечном итоге лекарствами в среднем обеспечено только 20% пациентов», — добавила она. Нардеп Татьяна Бахтеева из парламентского Комитета по охране здоровья, напоминает, что в прошлом году был принят закон о закупках лекарств для госпрограмм международными организациями. По нему планировалось закупить лекарств для борьбы с туберкулезом, СПИДом и онкологиями на 2,2 млрд грн. «Но проблема в том, что сегодня в Украину поставлено препаратов на сумму всего 365 млн грн, то есть чуть больше 15%! Например, вакцин — всего 1% от необходимого», — отметила она в разговоре с «Сегодня».
КАДРЫ. Однако эксперты сходятся во мнении, что положительных результатов достичь не удастся, пока пустует кресло министра здравоохранения. При этом Бахтеева настаивает, что этот пост должен занять человек с профильным образованием, понимающий специфику украинского здравоохранения, где очень много разных регионов, отличающихся статистикой заболеваний, смертности и эпидобстановкой. Политолог Руслана Бортник говорит, что сегодня медотрасль соревнуется по прибыльности с агропромышленным и военным секторами. Именно поэтому сегодня кресло главы МОЗ пустует — группы влияния, по словам эксперта, не могут решить, кому достанется портфель.
«Через два года»
Ранее премьер заявлял, что реформа здравоохранения — один из самых сложных вызовов для украинских политиков сегодня. В частности, он приводит пример лекарственного рынка Украины, куда зайти можно «только через взятки и испытания». При этом глава правительства не верит, что реформу удастся провести быстро. «Говорить, что за год система здравоохранения изменится, не стоит. Про первые результаты можно говорить только через два-три года», — подытожил Гройсман.