Вы пока не больны – вы окислены!
Немецкие врачи, осматривая своих пациентов, часто повторяют пословицу: «Sie sind hicht krark – Sie sind ьbersaueret». Ее можно перевести так: «Вы пока не больны – вы окислены». Из этого ясно, что окисление таит в себе опасность развития болезни. Такая позиция немецких врачей вполне обоснована.
При кислотно-щелочном равновесии около половины кислот нейтрализуется основаниями, поступающими с пищей, а половина кислот нейтрализуется буферными щелочными системами организма. Однако в последнее время все чаще и чаще наблюдается экзогенный ацидоз. Он происходит от закисления организма кислотообразующей пищей и кислыми жидкостями. Такое закисление развивается на фоне недостатка в пище оснований (щелочей).
В результате обмена веществ в нашем организме образуется большое количество кислот в двух формах – летучей (угольной) и нелетучей (фиксированной). Угольные кислоты потому и называются летучими, что они выделяются клетками в виде ионов Н+. Затем эти кислоты переносятся гемоглобином крови в легкие. В легких они превращаются в углекислый газ, удаляемый при дыхании.
В результате метаболизма белков и других кислотообразующих продуктов образуются нелетучие (фиксированные) кислоты, такие как серная и фосфорная. Ежедневно при вполне нормальном питании в организме образуется огромное количество этих кислот (около 1 ммоль/л ионов водорода на каждый килограмм массы тела). Если бы эти кислоты постоянно не нейтрализовались и не удалялись, то уже за сутки показатель рН крови снизился бы до 2,7.
Избыточное накопление этих кислот в крови может являться как следствием слишком большого поступления их с пищей, так и следствием заболевания. При этом в клетках и тканях накапливаются кислые продукты, и организму не хватает щелочных ресурсов, чтобы их быстро связать и вывести. Так, при сахарном диабете, сильной лихорадке, голодании, алкогольной интоксикации, обширных воспалительных процессах, травмах, ожогах, шоке возникает кетоацидоз (увеличение продукции кетоновых тел). При этом в организме накапливается большое количество продуктов распада. Они отравляют ЦНС, что и проявляется головной болью, слабостью, ломотой в суставах. При диабете эти токсичные продукты распада могут вызывать диабетическую кому.
В свое время Караваев сильно пострадал от того, что призывал обращать внимание на кислотно-щелочное равновесие (КЩР) при лечении различных заболеваний. Караваева упрятали в психушку. Меж тем сегодня уже и на Западе все большее распространение получает теория окисления организма как первопричины развития многих заболеваний. Согласно этой теории 70 % населения земного шара страдает от нарушения кислотно-щелочного баланса, причем от сдвига его в кислую сторону. И в самом деле, опасность закисления для организма во много раз более существенна, чем опасность защелачивания. Об этом, в частности, говорит соотношение щелочного буфера, или щелочного резерва крови – бикарбоната натрия, – и угольной кислоты. Это соотношение равняется соответственно 20:1 и поддерживается на постоянном уровне.
Окисление организма может долгое время протекать бессимптомно. Человек вроде бы чувствует себя неплохо. Однако в организме все более и более расходуется щелочной буфер. Тратится он в основном на то, чтобы нейтрализовать патологические кислоты, не усваиваемые клетками тела. Как считают многие западные врачи, виновата в этом современная пища, которая на 80 % состоит из кислотообразующих продуктов. Сторонники теории закисления считают, наоборот, что в пище не хватает кислоты. И они предлагают ее туда добавлять; например, уксусную, щавелевую. Вот это дело мне представляется опасным. Щавелевая кислота в избыточных количествах может способствовать образованию камней в почках. Уксус же также в больших количествах может приводить к патологической проницаемости сосудистой стенки, к изъязвлению ее.
Да и в обычных продуктах кислот предостаточно. Казалось бы, безобидный напиток кока-кола содержит столько кислоты, что в нем можно растворять кусочки мяса.
В результате серьезных научных исследований было показано, что постоянное употребление кислотообразующих продуктов может являться фактором, приводящим к ацидозу. При этом замедляется кровоток.
Кровь становится более густой, ослабевает снабжение тканей кислородом, наблюдается склеивание (агрегация) эритроцитов. Настоящую сенсацию произвели в Германии недавние исследования доктора Ирлахера. Он лечил больных, у которых наблюдалась кислая реакция в крови, щелочной водой, полученной им в результате электролиза. В результате эритроциты перестали образовывать так называемые «столбики»; перестали склеиваться.
Итак, какой же можно подвести итог всему этому?
Поскольку ацидоз изменяет биохимию крови, то это сказывается и на других свойствах крови. Так, кровь замедляет свое движение по сосудам, становится более вязкой; возрастает опасность тромбообразования. При этом эритроциты начинают «склеиваться». Это приводит к появлению кровеносной недостаточности. Что, в свою очередь, чревато сосудистой катастрофой – инфарктами, инсультами, а также нарушением микроциркуляции крови, что приводит к ишемии, гипоксии, гипертонии…
В организме здорового человека существует буферный механизм (от английского слова buff – смягчать толчки). Буферный механизм связывает избыток ионов водорода и контролирует их дальнейшее перемещение в организме в уже связанном виде
Буферные системы организма представляют собой химические соединения, обладающие амфотерными свойствами. Эти соединения характеризует то, что в кислой среде они ведут себя как щелочи, а в щелочной – как кислоты. Не будь буферных систем, кислые продукты обмена приводили бы к сдвигу рН крови в кислую сторону и к мгновенной смерти. Так, при интенсивной мышечной работе (например, при колке дров) в кровь может поступать до 80-100 г молочной кислоты в течение всего нескольких минут. Если это количество молочной кислоты мы добавим к 5 л дистиллированной воды (средний объем циркулирующей крови у человека весом 70 кг), то концентрация ионов Н+ возрастет в 40 000 раз. Однако в организме человека реакция крови при таких условиях практически не изменяется. Буферные системы нейтрализуют весь объем поступающей в кровь молочной кислоты.
Однако надо иметь в виду вот что. При избыточном поступлении в организм кислот или при избыточном их образовании внутри организма нарастает дефицит щелочных ресурсов. Важнейшими из них являются минералы: кальций, натрий, калий, магнезия.
Довольно часто в пище, которую мы потребляем, ощущается недостаток щелочных элементов. В таких условиях организм обращается к своим собственным щелочным запасам и начинает осуществлять обмен ионов минералов на ионы Н+. При этом начинают проявляться внешние признаки окисления. Так, скажем, при отнятии щелочных минералов у волосяного покрова головы начинают выпадать волосы. При заимствовании минералов из зубов появляется пародонтоз. При «одалживании» кальция костей возникают признаки остеопороза – кости становятся хрупкими, подверженными переломам. Все эти признаки могут являться первой ласточкой начинающегося закисления организма.
Что касается остеопороза, то его часто называют «хрупкой эпидемией». Достаточно порой неосторожного шага, неловкого движения, чтобы произошел перелом. Сегодня остеопороз – одна из главных причин инвалидности и смертности как в России, так и во всем мире. Главной причиной остеопороза считают потерю костями минералов: кальция, магния, фосфора. Это происходит на фоне низкой активности клеток, восстанавливающих костную ткань.
Старение организма также зависти от реакции крови?
Теория хронического закисления организма убедительно объясняет такие явления, как старение кожи, выпадение волос, разрушение зубов, хрупкость костей, ломкость ногтей, проблемы с суставами, следующим образом. Минералы волос, зубов, костей, ногтей, кожи при сдвиге рН крови в кислую сторону начинают интенсивно поступать в кровь. Они расходуются на более неотложные цели – на нейтрализацию кислот и пополнение буферных систем организма.
Поэтому даже массированное введение в закисленный организм таких минералов, как кальций, лишь смягчает течение болезни. При сильном сдвиге кислотно-щелочного равновесия в кислую сторону вымывание минералов из волос, зубов, костей и т. д. будет продолжаться. Необходимо, как и советовал Караваев, наряду с введением в организм кальция и других минералов, участвующих в обмене, выравнивать КЩР при помощи щелочных трав, рационального питания, дыхательной гимнастики и психкультуры, исключающей появление отрицательных эмоций.
Сегодня японский ученый, доктор медицины Иситани придерживается сходных позиций. Так, он доказал, что нормализация КЩР и одновременный прием минералов приводят при лечении остеопороза к гораздо лучшему результату, чем обычное лечение.
В последнее время удалось доказать, что и возникновение боли также зависит от степени окисления. Нервные окончания, которые находятся вне клеток, очень чувствительны к изменению рН в кислую сторону. При механических и термических разрушениях тканей стенки клеток разрушаются, и их содержимое попадает на нервное окончание. Возникает боль.
Скандинавский ученый Олаф Линдал доказал, что боль могут вызывать катионы водорода. Исследователь впрыскивал в кожу добровольцев очень тонкую струйку раствора, содержащего катионы водорода. Этот раствор не повреждал клетки, а действовал непосредственно на нервные окончания. При введении этого раствора в кожу появлялась боль; причем с уменьшением рН раствора боль усиливалась.
Караваев считал, что диабет вызывается закислением крови. Он успешно лечил диабет и первого и второго типа, нормализуя КЩР крови при помощи комплекса мероприятий, названных им оздоровительной системой.
Однако, по утверждению Дины Ашбах, написавшей книгу «Живая и мертвая вода», диабет и первого и второго типа неплохо лечится щелочной водой – каталитом, полученной методом электролиза. Это лишний раз подтверждает правоту Караваева, рекомендовавшего нормализовать КЩР крови в качестве универсального средства оздоровления.