Header Ads

Духовное чтение, или Зачем читать Библию и творения святых отцов?

Не только наше тело, но и душа нуждается в постоянном питании. Одной из разновидностей такой духовной снеди является литература. И хотя сегодня это кажется старомодным и вовсе не обязательным, но ничем другим насытить свой ум и сердце вы не сможете так, как духовным чтением. Особенно же актуально об этом говорить в Великий пост.

Раскрытое Евангелие
О пользе духовного чтения

Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим(Лк. 4, 4). Это слова Самого Спасителя, которые Он произнес во время Своего искушения в пустыни. Тем самым Он показал, насколько пища для бессмертной души важнее еды телесной.
Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так:

Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писаний для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильной, твердой и умной, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями

Невозможно считать себя христианином и при этом не знать Священного Писания, в котором, по выражению блаженного Августина, Бог беседует с нами. А тот же Иоанн Златоуст утверждал, что чтение Писания сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное.

Но православный христианин обращается не только к Библии, а и к житиям святых и духовному наследию отцов Церкви.
Святые отцы любили сравнивать духовные книги с зеркалом, в которое вглядывается душа, чтобы увидеть свои недостатки. Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни, — говорил святой Епифаний Кипрский.
Вот почему это чтение еще называют душеполезным. И действительно, нигде вы не найдете столько мудрости, примеров благочестия и исполнения заповедей, как в подобной литературе. Тем более это важно в наши времена, когда есть недостаток в духовном руководстве. В большой мере святоотеческие творения могут его восполнить.
Юноша читает книгу
Как нужно читать?

В деле духовного чтения очень важны умеренность и постоянство. Такого рода литературу нельзя проглатывать целыми томами. Святые отцы советовали читать мало, но внимательно, с благоговением, дабы не потерять интерес к читаемому. Нужно стараться, чтобы каждое слово дошло до сердца и ума, иначе такое занятие окажется бесплодным.

Святитель Феофан Затворник советовал по нескольку раз перечитывать одно и то же, «пережевывать» прочитанное. Он даже рекомендовал посвящать этому занятию не более получаса в день, а затем в течение дня обдумывать, что прочитали. Главным он считал делать это каждый день, особенно же в трудные периоды жизни.

Важно также соотносить написанное в Священном Писании со своей жизнью, пытаться исполнить это на деле. Преподобный Никон Оптинский писал:

Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться, и не молится; знает, что нужно прощать обиды, и не прощает; знает, что нужно поститься – и не соблюдает постов; нужно терпеть – и не терпит и т. д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь
Книги святых отцов мы читаем не для того, чтобы накопить много знаний, тем более не для того, чтобы ими гордиться. Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу, — говорил схиигумен Иоанн (Алексеев). Об этом же предупреждал и святитель Тихон Задонский:

Если только ум будешь от книги изощрять, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги еще злее будешь, чем прежде был, поскольку самыми злыми бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежи

Читать нужно с большим смирением, и тогда Господь Сам просветит сердце человека.
Лампада перед Евангелием

Что лучше читать в Великий пост?

Великий пост — особо благословенное время для насыщения нашей души Словом Божьим, поэтому важное место в нем занимает духовное чтение. Невозможно представить себе, чтобы христианин провел этот период, ни разу не взяв в руки Библии, святоотеческой литературы.
Есть две книги, которым Великим постом придается первенствующее значение:
Евангелие;
Псалтирь.
Ветхозаветные книги

Из Ветхого Завета в Великий пост читаются еще три книги:
Бытие;
Притчи Соломона;
Книга пророка Исаии.
Они звучат на службах в храмах чаще всего. Псалтирь прочитывается по два раза за неделю, Евангелие в Страстную седмицу должно прозвучать полностью. Почему же именно эти книги Священного Писания предлагает нашему вниманию Церковь?
Псалтирь на аналое

Псалтирь является образцом молитвословной литературы, почему некоторые даже называют ее «устной иконой» Христа. Главной темой Великого поста является покаяние. Большинство псалмов также написано в покаянной тональности.

Чтение избранных ветхозаветных книг связано с ранней традицией крестить всех оглашенных (готовящихся к крещению) в Великую Субботу. Такой обычай существовал в древней Церкви. Именно с этой целью — учения и наставления в вере — прочитывались перечисленные книги.
Хотя эта традиция у нас не сохранилась, однако чтение именно книг Ветхого Завета из всего Священного Писания в Великий пост нельзя назвать случайным. Весь этот период для каждого из нас можно сравнить со временем ветхозаветного ожидания своего Мессии — Иисуса Христа.
Евангельское чтение

Поэтому Евангелие положено читать только в последнюю, Страстную неделю поста, причем полностью. Однако по причине продолжительности таких служб во многих храмах чтение Евангелия начинается раньше. Хорошо, если дома вы сможете тоже сосредоточенно и молитвенно пройти Его целиком за пост.

Кроме того, конечно, рекомендуется также читать книги святых отцов. Помимо знаменитой «Лествицы», это могут быть творения Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), аввы Дорофея, Иоанна Кронштадтского и других подвижников. Можно прочитать только один (любой) из трудов этих подвижников, но внимательно.
Человек бросается в неведомое
Советы для начинающих

Хорошо, если у вас есть знакомый священник, который поможет определиться с кругом православной литературы и мерой вашего чтения. Никон Оптинский вообще советовал на каждую книгу брать отдельное благословение, но можно взять и одно общее на выбранную литературу.

Что же делать, если такого наставника у вас нет? В этом случае можно воспользоваться несколькими советами:

Объем духовного чтения нужно соизмерять со своими силами и обстоятельствами. Лучше читать мало, но постоянно.

Выбор литературы должен соответствовать тому образу жизни, который вы ведете, вашим духовным наклонностям. Занятие окажется праздным, если вы не сможете применить прочитанное к своей жизни.

Можно подбирать чтение по теме той греховной наклонности, которая вас больше всего мучает: читать о ней или о противоположной ей добродетели. Так легче будет победить борющую вас страсть.

Не стоит браться сразу за духовные вершины и читать классику аскетической литературы, как это часто делают новоначальные в православной вере. Начинать лучше с чего-то попроще. Например, взять современных авторов, умеющих говорить ясно и доступно для любой аудитории. Александр Торик, Андрей Ткачев, Тихон (Шевкунов) — их книги сегодня можно запросто найти как в интернет-пространстве, так и на книжных полках.

Если что-то в книгах святых отцов или Писании вам кажется непонятным, следует спросить у того, кто знает. Так как попытки понять самому, от своего ума и без знания контекста, могут иметь вредные последствия, то полезно обращаться к качественным толкованиям. Если вы каждый день читаете по главе из Евангелия, то можно обратиться к объяснениям Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского или епископа Михаила (Лузина). Если же вопрос все равно остается нерешенным, то лучше оставить его до времени, потом он прояснится.

Прилагать все прочитанное следует только к себе, сравнивать со своей жизнью, а не с чужой. Иначе мы начнем осуждать и поучать ближних, тем самым нанесем себе только вред.

Перед чтением духовной литературы и Священного Писания нужно просить Господа со смирением, чтобы Он просветил наш ум и даровал правильное понимание написанного. Молиться можно своими словами, есть и специальная молитва перед чтением духовных книг:
Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. 

Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и во спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь

На платформі Blogger.