Этот торговый автомат наказывает тех, кто покупает нездоровую пищу

Запрещать и увещевать бесполезно — психолог Брэд Апельханс разработал простую, но изощренную методику по перевоспитанию людей, которые пристрастились к фаст фуду.


Он дает им полную свободу действий, но добавляет один маленький фактор, который в итоге прямо влияет на то, какой выбор начнет делать человек.


Время. Все упирается в него. Фаст фуд, что в дословном переводе означает «быстрая еда», потому и стал таким популярным, что мы получаем желаемую пищу насущную максимально быстро. И этот фактор служит мерилом успешности того или иного начинания в современном мире — если есть нечто очень интересное, но доступ к нему отнимает много времени, скорее всего, вы пройдете мимо.


Психолог Апельханс однажды заметил, что его соседи по офисному зданию предпочитают использовать обычную дверь, чем ходить через инновационную с функцией автоматического открывания. Потому что на последней красуется стикер «допустима 3 секундная пауза», хотя в реальности задержка почти незаметна. Однако она есть и человек, который это знает, делает выбор в пользу второго варианта.


У нас нет проблемы с доступом к здоровой пище, более того, она даже продается в торговых автоматах, как и фаст фуд. Не везде, но ведь есть же! Всего-то и нужно, что изменить условия выдачи товара — если люди смогут получить хорошую еду быстро, а вредную снедь придется дожидаться, они не станут терпеть.

Вместе со своей командой Апельханс изготовил серию вендинговых автоматов, в которых товар из категории «здоровая еда» выдается сразу после нажатия на кнопку, а всякий фаст фуд только после 25 секундной паузы. Соответствующее предупреждение расположено прямо перед глазами покупателей. Автоматы установили в оживленных районах Чикаго. Как ему позволили влезть в этот высокодоходный бизнес, где только в США прибыль за год достигает $4 млрд.? Во-первых, «полезных» автоматов было мало, во-вторых,


Апельханс быстро предоставил статистику, согласно которой продажи «калорийного мусора в красивой обертке» не снизились. Люди продолжали покупать привычные закуски, как и прежде. Но тут он, конечно, слукавил. Дело в том, что в свои автоматы психолог загрузил 5% полезной еды, а остальное составил обычный фаст фуд. И эти 5% были раскуплены подчистую, во многом из-за уловки с задержкой выдачи.

Если бы в автомате были только салаты и каши, многие бы наверняка просто прошли мимом, но непривычные условия покупки заставили людей делать рациональный выбор, вместо того, чтобы сходить к другому автомату.

Исследование еще продолжится, но Апельханс полагает, что будущее именно за комбинированными вендинговыми устройствами — они оптимально сочетают броский внешний вид и полезную сущность.